Летом 2021 года президентом РФ был подписан Указ № 400 «О стратегии национальной безопасности». Согласно указа прилагаемая стратегия является базовым документом для достижения целевых показателей в приоритетных направлениях работы, касающихся национальных интересов РФ, её стабильного и устойчивого развития. Среди прочего определяется положение России в современном мире и говорится, что «сохранение российской самобытности, культуры и патриотическое воспитание граждан будут способствовать развитию демократического устройства РФ», а также, что целями государственной политики в сфере развития человеческого потенциала является, в т.ч. «воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина».
Согласно тексту Указа президента РФ от 9 ноября 2022 года «Об утверждении политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» одним из основных направлений работы является «совершенствование форм и методов воспитания и образования молодежи», «повышение эффективности деятельности научных, образовательных организаций и организаций культуры по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории».
Каким же образом можно содействовать решению поставленных перед властью и обществом задач?
Частично на этот вопрос отвечает председатель Государственного совета по культуре, который состоялся тогда же — в ноябре 2022 года: «Знание своих корней, своего прошлого и формирует настоящего патриота, связывает человека с прошлым и будущим, рождает чувство ответственности перед обществом, побуждает его без колебаний встать на защиту интересов своей страны, всего, что нам дорого и свято». В ходе заседания совета заместитель министра по культуре отметила, что «государственная культурная политика – это своеобразный щит перед внешней культурной экспансией. И здесь важнейшим направлением нашей работы является бережное сохранение и популяризация культурного достояния России, в том числе среди подрастающего поколения».
Однако, на практике реализовать такие начинания бывает не просто. Дети старшего школьного возраста и молодёжь — не самая «гибкая масса» для воспитания. Юношеский максимализм, нигилизм, уверенность, что «странные взрослые ничего не понимают» в жизни, а «мы будем всё делать по-своему» это явления, которые бросают вызов педагогам. Сейчас важно говорить с детьми о патриотизме, но ещё важнее — завоевать их доверие и сердца. Вдвойне непросто это сделать, пробиваясь сквозь огромное количество контента, который ребёнок потребляет через соцсети, мессенджеры, видеохостинги. Часто делает это бездумно, не на пользу себе. Это, отнюдь, не означает, что нужно отменить и запретить для использования детям соцсети, мессенджеры, видеохостинги. Да это и невозможно.
Взрослым необходимо предложить для ребёнка такую альтернативу, чтобы он сделал верный выбор, полезный для своего духовно-нравственного воспитания.
Мы утверждаем, что знаем, как наполнить наши встречи с детьми увлекательным содержанием.
Для того, чтобы ребёнок не тратил своё время, бессмысленно смахивая страницы в смартфоне, взрослому необходимо отдать ему немного своего времени.
По-другому не получится